в высокой степени обуславливаются ее массой
и качеством развития половых органов.
Чем больше яйцеводов, чем они длиннее,
тем плодовитее матка.
Использование роевых маток
Искусственный вывод маток
Получение молодых личинок
Подготовка семьи-воспитательницы
Прививка однодневных личинок
Прививка личинок с двойным переносом
Любительский метод вывода маток
Оценка и выбраковка маточников
Оценка и выбраковка маток
Каждый пчеловод имел дело с плохими матками и знает, как отстают в развитии семьи, их имеющие. Они становятся обузой, требующей постоянного внимания и не менее постоянных подкормок, подсиливаний за счет сильных семей и дополнительного ухода.
Молодые качественные матки – одно из главных условий высокой продуктивности пчелиных семей. Замечу, однако, что улучшению качества маток уделяется едва ли больше внимания, нежели племенной работе. Часто приходится наблюдать, как в роевую пору пчеловоды бегают и ездят друг к другу в поисках «какой-нибудь» матки, чтобы подсадить в безматочный рой или в семью, потерявшую матку во время брачного вылета. Низкий выход мёда на многих пасеках можно во многом объяснить именно этим. Уместно заметить, что пчеловодам часто приходится покупать в магазинах пчеловодства довольно плохих маток, потому что их у нас производят так же, как производят в последнее время всё, кроме ракет.
О качестве маток судят по их генотипу и плодовитости. Чем больше яиц откладывает матка, тем больше будет выращено пчёл и тем больше семья соберет мёда. Известно, что при хороших условиях матка способна отложить 1500 — 2000 яиц, в исключительных случаях — до 3000 яиц в сутки. Количество откладываемых маткой яиц находится в прямой зависимости от степени развития у неё яичников (числа яйцевых трубочек и их длины). Матки с хорошо развитыми яичниками бывают крупными, тяжёлыми, поэтому предпочтение надо отдавать именно таким маткам. Максимальное количество яиц матка откладывает только в первые два года своей жизни. С возрастом яйцекладка снижается (к четырем годам – наполовину), поэтому маток старше двух лет ежегодно заменяют молодыми. При этом повышается продуктивность пчелиных семей и, в некоторой степени, сокращается роение, которое чаще наблюдается в семьях со старыми матками.
По способу появления на свет, матки делятся на роевых, свищевых и искусственно выведенных. Лучшими по качеству, безусловно, являются роевые матки, если они выведены в сильных, высокопродуктивных семьях при хорошем взятке в природе. Желательно, чтобы семья эта была родной. Качество свищевых маток, кроме вышеперечисленных факторов, полностью зависит от возраста личинок, взятых на маточное воспитание. В целом же по качеству они уступают роевым маткам. Качество искусственно выведенных маток в первую очередь зависит от условий воспитания.
На качество выводимых маток влияет:
— воспитательная способность семьи, в которой выращиваются матки, её сила и обеспеченность мёдом, пергой;
— возраст личинок, на которых заложены маточники;
— температурный режим в гнезде семьи, воспитывающей молодых маток.
Самым же важным фактором в этом отношении является пища, то есть наличие взятка.
Роевыми матками на пасеках, особенно небольших, пользуются довольно широко, сторонники (и не только) роевой свободы, но считать этот способ основным нельзя, так как он имеет ряд существенных недостатков, одним из которых является сложность, а иногда и невозможность планировать количество, а главное сроки получения маток. При роении высокопродуктивных семей, когда выйдет первый рой, маточники, по мере созревания, вырезают и используют для смены старых маток в других семьях.
Вырезать маточники надо, не дожидаясь, когда из них выйдут матки, во избежание выхода роя-вторака. Если погода в дни выхода роя стоит хорошая, он выходит после запечатывания первого маточника. Вырезать же их следует на четвёртый день после запечатки. Вырезают роевые маточники острым ножом, отступив от основания маточника на 1—1,5 см, таким образом, чтобы удобно было поместить маточники в клеточки. Клеточки необходимы, чтобы избавиться от необходимости постоянно следить за дозариванием маточников. В клеточки помещают всё необходимое количество маточников, проведя выбраковку. Их, в свою очередь, устанавливают между сотами гнезда. Выходящие из маточников матки не могут покинуть клеточку и выйти с роем. В кормовое отделение клеточки следует положить небольшое количество свежего мёда.
Иногда, для получения ранних роевых маточников, пчеловоды применяют приемы, способствующие возникновению у пчёл роевого состояния. Весной этим семьям создают условия, способствующие быстрому росту и развитию семьи. Гнёзда же этих бурно развивающихся семей не расширяют. Этот же приём сторонники контролируемой роевой свободы применяют для возможно раннего роения высокопродуктивных семей, получая рой и семью, которые до главного взятка развиваются в мощные семьи, способные собрать много мёда. Получение ранних маточников происходит как вторичный, но от этого не менее важный, процесс.
На пасеках, где проводится племенная работа, роение допускать нельзя.
Известно, что потеряв по какой-либо причине матку, семья выводит себе новую, причём по возможности на однодневных личинках. На использовании этого их инстинкта и основывается метод получения маток искусственным способом. Вывод маток следует приурочить к периоду устойчивого, но не очень сильного взятка. В некоторых руководствах рекомендуется выводить новых маток во время или перед самым началом главного взятка. Постулат этот в корне неверен. При сильном взятке, когда основная масса пчёл переключается на сбор мёда, семья уделяет выводу расплода, в т.ч. и маток, мало внимания и получение хороших маток становится проблематичным.
Для вывода маток необходимо иметь три группы пчелиных семей: материнскую, отцовскую и семью-воспитательницу. (Некоторые пчеловоды используют две группы, воспитывая маток в материнских семьях.) В отцовских семьях выводят трутней. Весной бывает довольно трудно их получить. Чтобы заставить матку весной отложить неоплодотворенные яйца, в гнездо сильной высокопродуктивной семьи ставят светло-коричневый сот, состоящий хотя бы наполовину из трутневых ячеек. Работу эту можно выполнить ещё при сборке гнезда на зиму. Можно использовать прошлогодний трутневый сот или строительную рамку. Гнездо сокращают и тщательно утепляют. Вывод трутней в других семьях следует максимально ограничить.
Материнская семья, из которой будут брать личинок на маточное воспитание, выбирается очень тщательно. Матку-мать выбирают по её яйценоскости и продолжительности жизни, а потомство рабочих пчёл этой матки следует оценивать по медопродуктивности, зимостойкости, устойчивости к болезням, миролюбию и другим полезным признакам. Необходимо, чтобы эти признаки были устойчивыми из поколения в поколение. Иными словами, две первые группы семей выбирают по генотипу, как и при племенной работе.
Семьи-воспитательницы предназначены для выращивания маток из молодых личинок. Это должны быть высокопродуктивные, сильные и здоровые семьи.
На маточное воспитание берут личинок первого дня жизни после выхода из яйца. Именно из них выводятся самые ценные матки. Опытные пчеловоды без труда определяют возраст личинок, в то время как неопытные часто ошибаются, принимая за однодневных — мелких личинок, отстающих в развитии . Чтобы избежать ошибок, в середину материнской семьи ставят светло-коричневую сушь с пчелиными ячейками и следят за началом откладывания маткой яиц в ячейки этого сота. В пасечном журнале или дневнике следует сделать соответствующую запись. Не лишним будет пометить верхний брусок этого сота. На четвертый день после начала яйцекладки из яиц появляются личинки.
Однодневных личинок можно обнаружить и на обычном соте, где червит матка. Поскольку червит она кругами, точнее – эллипсами, — в середине сота будут старшие личинки, а однодневные – рядом с трёхдневными яйцами. Напомню, что матка приклеивает яйцо в центр ячейки вертикально. На второй день оно наклоняется, а на третий – ложится на дно.
Для того, чтобы получить много личинок, можно воспользоваться изолятором. Изолятор делают по размеру гнездовой рамки, туда вставляют сот и дают матку. Через трое суток рамку из изолятора вынимают и оставляют еще на сутки в семье для вывода личинок.
Семья-воспитательница должна занимать не менее 8—9 рамок*, так как в более слабых семьях пчёлы не смогут качественно выкормить личинок, поддержать нужную температуру и влажность. В семье-воспитательнице должны быть пчёлы всех возрастов, так как взрослые пчёлы обеспечивают семью кормом, а молодые выкармливают личинок. В семье-воспитательнице необходимо иметь не менее 10 — 12 кг мёда и 2—3 рамки перги. Этим же условиям должны отвечать и семьи, в которых выводятся ранние трутни.
* — Здесь и далее, если нет пояснения, имеются в виду рамки ульев Дадана – Блата.
Постановку на воспитание маточных личинок можно выполнить без осиротения и с осиротением (удалением матки и открытого расплода) семьи-воспитательницы. (В собственной семье маточных личинок выкармливают в процессе подготовки к роению.)
В первом варианте матку с 2—3 рамками пчёл, необходимым количеством мёда и свободных ячеек для яйцекладки отделяют от основной семьи диафрагмой. Пчёлы при этом свободно переходят из одного отделения в другое, а наличие открытого расплода в гнезде постоянно стимулирует у них выделение молочка.
Во втором варианте семью-воспитательницу начинают готовить за несколько дней (не менее недели) до постановки личинок на воспитание. Матку с несколькими рамками суши отделяют разделительной решёткой, чтобы она не откладывала яйца по всему гнезду. Через 8 дней в первом отделении весь расплод будет запечатан. Его оставляют в семье-воспитательнице, а матку с рамками открытого расплода пересаживают в другой улей за 5— 6 часов до дачи личинок. В улье с горизонтальным расположением рамок матку с частью пчёл отделяют глухой перегородкой.
Рамку с молодыми личинками, предназначенными для маточного воспитания, ставят в середину гнезда, как только пчёлки почувствуют сиротство. Гнездо хорошо утепляют. С постановкой личинок не следует опаздывать, иначе семья, оставшаяся без матки и открытого расплода, может (случается это, правда, исключительно редко) слететь с гнезда. Удобнее всего отбирать матку в полдень, а личинок давать в семью вечером.
Способов прививки личинок для последующего воспитания маток существует немало, но все они условно подразделяются на две группы: воспитание в тех же ячейках, где они вывелись, и перенос из этих ячеек в специально сделанные из воска мисочки.
Если используются те же ячейки, а делается это чаще всего при малом количестве выводимых маток, — сот с однодневными личинками нагретым ножом разрезают на полоски. С одной стороны полоски, где много молодых личинок, ячейки обрезают наполовину, уменьшая высоту стенок ячеек. Потом полоску разрезают на кусочки, чтобы в каждом была неповрежденная личинка. После этого ячейку с личинкой разогретым воском приклеивают к деревянному патрону (плашке) размером 2X2 сантиметра, который прикрепляют к планке рамки-держателя снизу. Рамка-держатель представляет собой гнездовую рамку с тремя горизонтальными планками, расположенными на расстоянии 5—6 см друг от друга.
Вся работа должна проводиться в помещении с температурой не ниже 20—25°C. Для повышения влажности в помещении увлажняют пол или вешают мокрую простыню. Подготовленную рамку (после прививки личинок) ставят в середину гнезда семьи-воспитательницы. За один прием дают 15 – 20 личинок. При хорошей погоде и наличии взятка можно давать вдвое больше.
На следующий день проверяют, как пчёлы приняли личинок и начали отстройку маточников. Если они не кормят личинок, семью надо осмотреть и выяснить причину. При обнаружении свищевых маточников, что является следствием слишком ранней постановки личинок после изоляции матки, их вырезают, а в семье дают новую рамку с личинками.
Пчеловоды-профессионалы пере¬носят личинок из ячеек сота в искусственные восковые мисочки. С помощью круглой деревянной палочки – шаблона диаметром 9 мм со скруглённым концом готовят восковые мисочки. Для этого конец шаблона опускают сначала в холодную воду, затем несколько раз в жидкий светлый воск. После того как воск на шаблоне застынет, его снимают. Он имеет форму, похожую на мисочки, которые пчёлы строят при подготовке к роению. Готовые мисочки растопленным воском приклеивают к деревянным патронам, а их — к планкам рамки-держателя. Перед тем, как перенести личинку в мисочку, в неё кладут капельку маточного молочка из роевого маточника или же капельку мёда, на этот корм и помещают личинку. Переносят личинок специальным шпателем, сделанным из тонкой алюминиевой проволоки.
Работа это тонкая, рабочее место должно быть удобным, а освещение достаточным, рассеянным и не слепящим глаза.
Независимо от способа прививки, через четыре дня после дачи личинок на маточное воспитание, пчёлы начнут запечатывать маточники. Не позднее, чем на десятый день с момента дачи личинок, т.е. за два-три дня до выхода маток, из семьи отбирают маточники и заключают их в клеточки. Клеточки ставят в специальную рамку-питомник, которую ставят на временное хранение в середину гнезда сильной семьи. В кормовое отделение клеточки дается немного мёда на случай, если пчёлы не будут кормить маток. Не следует ставить маточники на дозаривание между планками гнездовых, а тем более, магазинных рамок. Температура в этой части гнезда значительно ниже, чем в его середине, что отрицательно скажется на развивающейся личинке.
Способ это более сложный. В семью-воспитательницу ставят прививочную рамку с молодыми личинками, подготовленную обычным методом. Как только пчёлы начнут отстраивать маточники, рамки отбирают, из мисочек удаляют личинок, а на их место помещают других однодневных личинок из материнской семьи. Эти личинки с первой же минуты попадают в условия полноценного маточного питания. Матки, выведенные при двойном переносе личинок, имеют большее число яйцевых трубочек в яичниках и больший вес, чем матки, выведенные при одноразовой даче личинок.
Предваряя описание данного метода, следует напомнить, что близкородственное спаривание ведёт к инбридингу и «свежая кровь» на пасеке необходима. Если пчеловод и не покупает привозных маток, он должен периодически завозить маток из местностей, удалённых на значительное расстояние от его пасеки. Кроме того, покупка маток освобождает пчеловода от работы сложной, требующей большого опыта. Тем не менее, некоторые пчеловоды предпочитают выводить маток на своих пасеках.
Семья для получения личинок выбирается самая лучшая. Матку в этой семье временно отсаживают в нуклеус. Из улья забирают рамку, на которой она только что червила. Над ячейками с яичками и под ячейками с самыми молодыми личинками, соответственно, делают сквозной разрез длиной около 20-25 см. Он не должен попадать на проволоку. Второй разрез делают ниже первого на 5-6 см. Эту часть сота удаляют. Часть личинок удаляют, оставляя одну через две. Ячейки с личинками аккуратно расширяют круглой со скругленным же концом палочкой толщиной 7—8 мм так, чтобы не задеть их. На этих личинках пчёлы закладывают маточники, которые на десятый-одиннадцатый день вырезают и используют по назначению. Маточники нельзя отбирать слишком рано, потому что изменение температурного режима, сотрясение могут отрицательно сказаться на качестве маток, в организме которых в это время происходят очень сложные превращения. Опоздание тоже недопустимо, так как первая вышедшая матка может уничтожить соперниц в остальных маточниках. Кроме того, в семье может быть спровоцировано роение.
Маточники отбирают по их размеру, так как он связан с весом матки. Чем крупнее маточник, тем больше вес молодой матки. Этого же правила следует придерживаться и в других ситуациях. Однако следует иметь в виду, что гигантские маточники не всегда подтверждают это правило. Кроме того, важно, чтобы маточники имели правильную форму. Принято считать, что маточники не должны быть менее 16 мм. Кроме того, маточники выбраковывают уже на стадии выращивания маток, удаляя маточники, в которых оказывается мало молочка.
Предварительную выбраковку маток пчеловод делает «на глазок», разделив их на очень крупных, крупных, средних и мелких. Мелких маток выбраковывают, как сказал один политик, однозначно. Средних маток, весом не менее 180-190 мг, оставляют только в исключительных случаях. Используют маток только крупных и очень крупных, имеющих большое, округлое брюшко, предрасположенных к высокой яйценоскости. Маток коротких с острым брюшком бракуют.
Окончательную оценку маток по плодовитости можно сделать только после того, как их дают в семьи, и они, облетевшись и спарившись с трутнями, начнут червить. О продуктивности семьи судят по результатам работы.
Хорошие молодые матки кладут яйца подряд во все ячейки без пропусков. Они размещают яйца точно в центре донышка ячейки с наклоном их в одном и том же направлении. Яйца хорошей матки расположены на рамке симметрично, начиная чуть выше центра сота и распространяясь во все стороны равномерно в виде эллипса. Печатный расплод у таких маток бывает сплошным.