Тарнога — любовь с первого взгляда

 

 

ТАРНОГА — СТОЛИЦА МЁДА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ
XVIII ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПЧЕЛОВОДОВ
ЮБИЛЕЙ ТАРНОГСКОГО ГОРОДКА

 

Тарнога - любовь с первого взгляда

Произнося тост на дружеском ужине после подведения итогов VIII конкурса пчеловодов Вологодской области, я сказал: «Если мне станет невмоготу – я уеду жить в Тарногу». Но обо всём по порядку…

Тарнога…
Ещё неделю назад я даже не слышал такого слова, а если слышал – не придавал ему значения. Если бы меня спросили, что оно означает, я ответил бы, подумав, что это что-то связанное с дославянским народонаселением, которое жило и в вологодском, и в нашем ярославском крае. От финно-угорских предшественников остались нам в наследство названия мест, рек, населённых пунктов.
Тарнога…
В неё меня, волею судеб, пригласили на праздник пчёл и пчеловодов, совпавший по времени с 560-летним юбилеем. Велик был соблазн заглянуть в Интернет и познакомиться с Тарногой заочно, но я удержался, поскольку интрига только увеличивала предстоящее удовольствие от знакомства с местом, где никогда не был.

Статью о моей поездке в этот край напишу чуть позже, после выборов, а фоторепортаж можно посмотреть уже сейчас:

 

 

Тарнога – столица мёда вологодского края

 

Произнося тост на дружеском ужине после подведения итогов VIII конкурса пчеловодов Вологодской области, я сказал: «Если мне станет невмоготу – я уеду жить в Тарногу». Но обо всём по порядку…

Тарнога…
Ещё неделю назад я даже не слышал такого слова, а если слышал – не придавал ему значения. Если бы меня спросили, что оно означает, я ответил бы, подумав, что это что-то связанное с дославянским народонаселением, которое жило и в вологодском, и в нашем ярославском крае. От финно-угорских предшественников остались нам в наследство названия мест, рек, населённых пунктов.
Тарнога…
В неё меня, волею судеб, пригласили на праздник пчёл и пчеловодов, совпавший по времени с 560-летним юбилеем. Велик был соблазн заглянуть в Интернет и познакомиться с Тарногой заочно, но я удержался, поскольку интрига только увеличивала предстоящее удовольствие от знакомства с местом, где никогда не был.

У меня огромное число знакомых, с которыми я никогда не встречался «вживую». Интернет – этот великий соблазнитель, эта великая мусорная свалка никчемной информации – является в то же время исключительным средством общения. Именно в нём «встречаются» люди по интересам, какими бы эти интересы ни были. Именно в нём общаются и пчеловоды нашей огромной страны. Что там страны – всего мира.
Именно через Интернет познакомился я в своё время с вологжанкой Ниной Геннадьевной Гордеевой. Она меня не забыла и посоветовала организаторам пригласить на традиционный, восьмой по счёту, конкурс пчеловодов Вологодской области. Приглашение сделал мне Владимир Николаевич Дементьев из областного Департамента сельского хозяйства, и ранним утром 15 августа я выехал в Вологду.
Дорога, представлявшая ужасное зрелище из разбитых бетонных плит и «вытрясавшая» душу, по которой четверть века назад мы ездили, превратилась в трассу высочайшего класса и заняла чуть более двух часов. В Вологде меня встретили, мы пересели в микроавтобус, и дальше я ехал уже в компании симпатичных молодых и не очень людей – работников областной администрации.
Не верьте картам, публикуемым в Интернете. На них нет прямой дороги на Великий Устюг – родину русского Деда Мороза, в реальности же от трассы М8, что на Архангельск, в районе Сокола есть поворот направо и, пусть не отличная, местами залатанная, дорога приведёт вас до Тотьмы и далее до Устюга. Рельеф умеренно равнинный, если можно назвать равниной могучие увалы русского севера, машин немного, несовпадения с GPS компенсируются отсутствием каких-либо препятствий.
Не доезжая полутораста километров до Великого Устюга есть поворот на север, а на перекрёстке дорожный знак сообщит, что до Тарноги осталось 34 километра, а до Вельска – 200. Удивительно, если учесть, что совсем ещё недавно во многие населённые пункты и Вологодской, и Архангельской областей добраться можно было только самолётом.

Прежде чем продолжить, совершим короткий экскурс в историю. Настоящее название Тарноги – село Тарногский городок. У нас в районе есть деревня с названием Великое село, хотя селом она никогда не была, и даже церкви в ней не было. Здесь же ещё интереснее: село – а городок. Объясняется всё просто: в точно не установленном году по распоряжению новгородского правительства на удобном для фортификации мысу, омываемом с трёх сторон рекой Тарногой, был поставлен городок для защиты новогородских владений от набегов врагов. Городков таких построено было несколько и, кроме защиты от местного, не всегда дружелюбного населения, являлись они опорными пунктами на границе новгородских земель с землями ростовского княжества, которое в те времена тоже было супротивником.
Юбилей Тарноги отмечался по дате весьма интересной. Принято исчислять возраст населённых пунктов по первому упоминанию в летописных источниках, Тарногу же упомянули впервые в связи с… её разрушением. Первое упоминание Устюгского летописного свода о Тарногском городке, связанное с войной Ивана III с Дмитрием Шемякой, гласит, что в военную кампанию 1453 года «…в том земляном валу был городок рубленой, деревянной, о двух стенах». Так что Тарнога даже старше, нежели празднуется, а насколько – тут только гадать приходится.
Следует напомнить, что слово «город» или «городок» в те времена имело несколько иной смысл, нежели теперь, и означало буквальное понимание его – огороженное место. Такие городки, представлявшие собою небольшие деревянные крепости появлялись во многих местах: где-то для защиты от набегов, где-то – как плацдармы для дальнейшего продвижения в новые земли, а чаще – и то, и другое вместе.
Военное значение Тарногского городка сохранялось около двухсот лет после упомянутой даты, а позднее было утрачено за ненадобностью, и крепость превратилась в обычное церковное и торговое село, сохранив прежнее название.
Таким военным городком-форпостом был когда-то и мой родной Романов, основанный в 1266 году Романом Угличским и превратившийся позднее в уездный город.

Тарнога поразила меня уже при въезде в неё. Вот уж истинный архитектурный Вавилон! Огромные, как Ноевы ковчеги, северные дома, построенные на века, соседствуют с небольшими пятистенками, обычными для северо-запада России. Довоенные и послевоенные бараки, строившиеся временно и стоящие по сию пору. Каменные здания сталинского периода соседствуют с современными, построенными из современных же материалов. Жилые и административные здания хрущёвского и брежневского периодов, старинные дома, обшитые современными материалами, и только что построенные здания в стиле старинном.
Был уже вечер, когда наш микроавтобус «пришвартовался» возле местной гостиницы. Сил оставалось немного, поэтому после «прописки» удалось посмотреть лишь то, что находилось рядом, а рядом возвышалась Никольская церковь – великолепная копия старинных храмов русского севера. И пусть церковь эта не была реконструкцией прежней деревянной – но вызывала уважение к её строителям, вложившим в работу свою душу.
Погулял пока не стемнело и отправился спать. Было уже очень темно по причине отсутствия искусственного освещения. Фонари были – свету не было.
На площади, рядом с которой располагается гостиница, стояли уже столы и палатки, приготовленные к завтрашнему празднику. За одним из столов сидят парни и девушки, пьют пиво, «базарят», как и везде, наверное. Чей-то голос «прошёлся» на счёт моей бороды, но, к моему удовольствию, его никто не поддержал. Отметил для себя этот факт, поскольку на север ездил несколько десятилетий, всегда удивлялся гостеприимству, открытости и такту людей на севере живущих. Если теперь что-то и изменилось, то не намного.
В гостинице спросил у дежурной об отсутствии уличного освещения – ответила, что приходится экономить, но зато и бояться у них нечего. Согласился.

Рядом с храмом – ухоженная площадка с газоном, в центре которого установлен резной поклонный крест, а чуть далее – странное здание, которое в недавнем прошлом было баней. Сохранившиеся на высоту одного этажа стены не оставляли сомнения в том, что это тоже церковь, причём немалых размеров. Определить же примерную архитектуру её, как делал я это при встречах с разрушенными церквами своего уезда, не удалось: другая это была архитектура, – поэтому утром следующего дня первым я посетил местный музей. Вот там мне и показали фотографии обоих храмов: деревянного Никольского и каменного.

В этот день у Тарноги был юбилей – 560 лет со дня основания (или разрушения, всё-таки). Праздничная колонна участников художественной самодеятельности в народных костюмах представляла живописное и солидное зрелище. Кроме местных, районных коллективов, приехали гости из Вологды, Череповца, Вельска, Тотьмы, Нюксеницы и даже из Москвы.
Ряды торговых палаток заняли всю площадь, всю центральную улицу по обеим сторонам её и даже забегали в переулки.
Медовухой торговали все пасечники, но меня – пчеловода медовухой не удивишь, удивили же две вещи: возможность торговать медовухой вообще и домашнее пиво, которое не только занимало большой торговый ряд, продавалось официально, в то время, как у нас торговля любым спиртным запрещена, но даже награждались особыми наградами лучшие его образцы.
В первый день прошел VIII областной конкурс пчеловодов, в котором приняли участие пчеловоды из 12 районов области.
Конкурсанты представили презентации своих пасек, в которых рассказали об истории создания и развития, количестве содержащихся пчелосемей, конструкции применяемых ульев, перечне получаемых продуктов пчеловодства и об использовании перспективных методов и способов пчеловождения.
Пчеловоды продемонстрировали знание теории пчеловодческой деятельности, выполнив тестовое задание, и свои профессиональные навыки –практический конкурс по изготовлению рамки и оснащению её проволокой и вощиной.
Закончился первый день праздника круглым столом на тему: «Пчеловодство в условиях Северо-Западного региона», в рамках которого пчеловоды обсудили актуальные вопросы и проблемы, возникающие в повседневной работе. Было, как всегда, много «воды», было немало докладов и дельных. Дали слово и мне. Ещё дома подумал, что специально готовить доклад не стану, поскольку выступать-то не перед «детсадом», а перед профессионалами.
Говорил о русской пчеле, благо, что на вологодчине её, родимую, в основном и водят. Говорил о том, что своё хранить надо. О том, что именно на вологодских просторах есть возможность селекции русской лесной.
Вопросов, как обычно, появилось много, а потому остановил меня только регламент. Аплодировал народ, что было весьма приятно.

На второй день оценивали оформление торговых мест участников конкурса пчеловодов. Им – почётные места по обе стороны центральной улицы сразу от площади. Тут – кто на что горазд: и плакаты, и цветы, и деревянная резьба, и фотографии. Все красивы, все доброжелательны, все улыбаются. Мёд во всех видах. Рядом пыхтят самовары: не хочешь так – пробуй медок с чайком.
Медовуха у каждого и её, родимую, раскупили враз и у всех. Девчонки из Вологды бегают: где медовухи купить? – Направил их к последней бутылке.

А вокруг праздник желудка! Чего только нет: печёное, варёное, пареное, жареное, копчёное… Пироги, кулебяки, шаньги, пряники. Не можешь «насухо» – рядом самовар. Пиво домашнее, вяленая рыба и копчёная свинина (жаль – пост).
А тут же на площади хороводы, песни да пляски. На сцене тоже поют и танцуют. В рядах торговых тут и там гармони, частушки. Весело!

Победителем по итогам всех этапов пчеловодного конкурса стал Николай Мишуринский (Тотемский район), второе место занял Иван Пешков (Тарногский район), третьим стал Сергей Кудряшов (Шекснинский район). Этим – дипломы и ценные подарки, всем остальным – сертификаты.

Не могу не отметить организационную работу, проделанную местной администрацией и Департаментом сельского хозяйства (или как он теперь называется в современной России, но это и не важно) Вологодской области. А ведь весь этот праздник, все эти мероприятия, направленные на популяризацию пчеловодства и мёда – великолепнейшего продукта, нужно было и организовать.

А как не отметить работу, по иному не назовёшь, всех коллективов художественной самодеятельности, всех вологжан, принявших непосредственное и активное участие в подготовке и проведении праздника.

Не очень люблю милицию (или полицию, но и это не важно), но как не порадоваться, когда праздновавших и одновременно следящих за порядком людей в форме вроде и не видно было, но не было и никаких неприятностей. А если и встречались люди в форме, то все без исключения были улыбчивы и доброжелательны.

Всё это коротко, сжато. Впечатлений куда больше, но для странички сайта не получится.
Может потом как-нибудь, тем более, что появилось непреодолимое желание приехать в Тарногу ещё раз. Вот и приеду. И напишу. Но, через год…