Перевозка семей пчел на медосбор (кочевка)

 

«С какой бы целью ни предпринимались занятия пчеловодством,
из страсти ли к естествознанию, из любви ли к пчеловодству,
из необходимости ли к добыванию средств,
или с комерческой целью обогащения,
во всех случаях в основу должно лечь, прежде всего, изучение местности».
Г. П. Кандратьев

Значение перевозки пчёл
Подготовка семей к перевозке
Перевозка пчёл

 

Прежде чем приступить к подготовке семей пчёл к кочёвке, заранее присматривают массив с тем или иным медоносом, определяют состояние и возможные сроки его зацветания. Некоторые пчеловоды проезжают к медоносам полстраны.

Значение перевозки пчёл
 

Организация перевозки пчёл к массивам цветущих медоносов (кочёвка) способствует значительному повышению медосбора на пасеке. Чем меньше время полёта, тем меньше пчёлка затрачивает энергии, которую она восполняет за счет поедаемого корма. Чем дальше от пасеки удалены медоносные растения, тем больше энергии затрачивают пчёлы на перелеты, тем меньше вылетов за нектаром они сделают из улья и меньше принесут в него будущего мёда. При полетах на расстояние 1 км пчелиная семья расходует ежедневно до 200 гр. мёда. Размещение пасеки непосредственно около массивов медоносных растений – залог успешного медосбора.

Кочевка в весенний и осенний периоды способствует увеличению количества пчёл в пчелиных семьях. Поступление в улей нектара провоцирует матку увеличивать откладку яиц. Не менее важна перевозка пчёл и для организации опыления энтомофильных (опыляемых насекомыми) сельскохозяйственных культур.

 

Подготовка семей к перевозке
 

Возбужденные перевозкой пчелиные семьи повышают температуру в улье, что вызывает размягчение сотов. Полномёдные соты и листы вощины под тяжестью пчёл могут оборваться и придавить их, а иногда и матку. Поэтому перед перевозкой пчелиных семей из улья удаляют утепляющие подушки, полномёдные соты и рамки с вощиной. Удаляют также соты с напрыском, потому что в гнезде, при перевозке пчёл, сильно повышается влажность воздуха и семьи могут запариться. Во избежание перегрева семьи и для удаления водяных паров в улье устанавливают вентиляционную раму с мелкой металлической сеткой, а при её отсутствии поверх пустой надставки или подкрышника натягивают редкую мешковину.

Иногда пчеловоды ограничиваются установкой решетки на леток. Делать этого не следует, так как пчёлы скучиваются около него, доступ свежего воздуха в улей прекращается, и пчёлы часто погибают (запариваются).

От толчков при перевозке отдельные рамки могут сдвинуться с места и раздавить пчёл и матку. Если на рамках нет постоянных разделителей, то между ними вставляют брусочки шириной 15 и толщиной 12 мм. Все рамки плотно сдвигают к одному краю, а с другого, для фиксации, вставляют клинья.

Все части улья, во избежание смещения, перед перевозкой скрепляют при помощи специальных скрепов, стяжек или деревянных брусков, которые прибивают гвоздями. В бесфальцевых ульях хорошо иметь по всем углам сопрягающихся частей ввёрнутые крепкие шурупы. Их скрепляют парами мягкой проволокой, что не даёт деталям смещаться относительно друг друга. Замазывают или затыкают все щели, чтобы пчёлы не могли вылезать через них. Если крышки ульев плотно надеваются на подкрышник и имеют вентиляционные прорези с металлической сеткой, вентиляционную раму в подкрышник не вставляют.

 

Перевозка пчёл
 

Вечером, по окончании лёта пчёл, летки во всех ульях наглухо закрывают и прихватывают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчёл вечером или ночью, а в прохладную ненастную погоду это можно сделать и днём. При погрузке ульев на автомашину или прицеп их ставят летком назад по ходу движения. В дорогу берут дымарь с гнилушками, лицевые сетки, стамеску, молоток, гвозди, а также мягкую глину и паклю, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчёлам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.). Всегда и во всех случаях у пчеловода должна быть под рукой аптечка первой помощи, в комплект которой входили бы препараты против аллергических последствий пчелиных ужалений и анафиллического шока.

Добравшись до места, снимают ульи с машины и расставляют их на подставки или колышки. Когда пчёлы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчёлам облететься. Затем открывают летки в остальных ульях. Открывать летки во всех улья сразу не следует во избежание слёта пчёл.

Иногда слёты все-таки случаются, потому что возбужденные пчёлки выскакивают из летка не сориентировавшись. Поэтому, открыв летки, нужно несколько затруднить вылет пчёл из гнезда, положив на прилетные доски веточки, солому или наклонные дощечки. Эти препятствия затруднят быстрый выход и дадут пчёлкам некоторое время для ориентировки. Если перевозка осуществляется ночью, то пчёлы до утра успокоятся и облетятся в разное время, не спеша и не слетая.

Никогда не забывайте про другие пасеки. Ставить свою пасеку на пути перелёта пчёл другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчёлами и гибель пчелиных семей (или другую драку…).

Кочёвка пасеки на медосбор разрешается только тогда, когда на ней нет заразных болезней пчёл и расплода. Каждая пасека должна иметь ветеринарное свидетельство, подтверждающее отсутствие болезней пчёл и разрешающее их перевозку.

Если пасеку перевозят в леса, то документом, разрешающим постановку пчёл в лесу, служит лесной билет, выдаваемый лесхозом. Рубить лес и возводить в нем постройки запрещено.

Размещать пчёл на массивах медоносных растений можно только с разрешения их владельцев, получить которое, как правило, не составляет труда.