Какой мёд мы покупаем

22-29 марта 2010 года в Ярославле проходила ярмарка «Медовый пир», где ваш покорный слуга в очередной раз работал пчеловодом-консультантом. На ней ещё явственней просматривается проблема фальсификаций разного рода медовой продукции, имевшая место как на предыдущих ярмарках, так и на любых ярмарках вообще. Налицо тенденция, дискредитирующая настоящую пчеловодную продукцию и настоящих пчеловодов, которая может стать повальной, если не принять должных мер.

Два направления, наименее опасные, – продажа медов «под запросы покупателя». Выражены они в том, что в одном случае продают мёд, не существующий в природе, в другом – заявлены медоносы с лечебными свойствами под определённое заболевание. Примерами являются: мед боярышниковый, земляничный, женьшеневый, ореховый, хвойный (несколько видов), черничный и многие другие. Понятно, что покупатель, к примеру, с заболеванием сердца «клюнет» на боярышниковый, а с болезнями глаз – на черничный. А поскольку культура потребления мёда в стране низка, ему невдомёк, что нет у нас таких плантаций земляники, женьшеня или черники, которые могли бы обеспечить медосбор. Что мало для медосбора и боярышника, который, кстати, пчёлы не любят и, практически, не посещают. Что с ореха (лещины) пчёлки берут только пыльцу, а нектара он не выделяет. Что нет нектара и с хвойных пород, за исключением пади, но тогда и мёд должен называться падевым, как предписывают правила, разработанные ещё в веке двадцатом.

Справедливости ради, стоит заметить, что в немалой степени есть тут вина и покупателя, который ищет простейшие варианты борьбы со своими «болячками», надеясь на панацею, не желая прилагать усилия и не пытаясь или не умея понять механизм действия продуктов пчеловодства при лечении заболеваний. Спрос, как известно, рождает предложение со всеми вытекающими последствиями. Ради той же справедливости отмечу, что настоящие пчеловоды, как правило, к подобным уловкам не прибегают, хотя это и «бьёт им по карману».

Следующее направление, может быть и не опасное, но крайне гнусное, в большинстве провоцируется именно покупателем. Речь идёт о «гретом мёде». Среди части покупателей есть уверенность, что настоящий мёд не «сахарится» или не «садится», как принято говорить у пчеловодов. И мнение это не редко, хотя всё обстоит с точностью «до наоборот», за некоторыми исключениями. Другой же группе жидкий мёд просто больше нравится внешне, чем «севший». Нравится? – Получите. И наряду с мёдом акациевым, который не кристаллизуется достаточно долго, или мёдом каштановым, который не кристаллизуется весьма долго, появляются на прилавке жидкий майский мёд, разнотравный мёд, бортевой мёд и т.д., которые в принципе не могут быть жидкими к апрелю месяцу. Есть случаи продажи «гретого» гречишного мёда, в смеси с каштановым, под маркой каштанового.

Ради увеличения продаж, читай – ради выгоды, недобросовестные продавцы, которых назвать пчеловодами язык не поворачивается, и которые часто являются не пчеловодами, а перекупщиками, нагревают мёд, чтобы «распустить» его. Известно, что при нагревании мёда до температуры выше 45 C°, мёд теряет большинство ферментов. При нагревании выше 55 C° – все витамины, более высокие температуры вызывают обратное инвертирование простых сахаров, глюкозы и фруктозы, в полисахариды, что делает мёд уже и не мёдом вовсе.
Ко мне на ярмарке подходили молодые добросовестные пчеловоды и спрашивали, как «распустить» мёд, чтобы не потерять качества. Что я им мог ответить? – Нет такого способа. Есть только выбор между совестью и барышом.

Отдельно надо говорить и мёдах с маточным молочком, трутневым гомогенатом (трутневым «молочком»), прополисом, пыльцой и пергой. Вначале о трёх последних.

На мёд с прополисом, пергой и пыльцой существуют стандарты, разработанные ещё в прошлом веке и действующие на сегодняшний день. Они позволяют покупателю использовать такие меда в лечебных целях, придерживаясь рекомендуемых в апитерапии дозировок. «Самодеятельность» продавцов не позволяет этих дозировок придерживаться. При опросе продавцов соотношение перги (пыльцы) к мёду было и 1:1, и 30:70, 70:30. А если просто – как Бог на душу положит. Меда эти, тем не менее, имеют место быть. Упорядочить ситуацию, в сложившейся (а точнее – не сложившейся вовсе) системе, могут только совесть и знания пчеловода, на что очень-то надеяться не приходится. Здесь выход может быть только один: учить покупателя приобретать продукты по отдельности и использовать их в точных дозировках.

Что касается мёда с маточным молочком или мёда с трутневым гомогенатом, то эту продукцию с прилавков ярмарок, а тем более рынков, следует убрать вовсе. Будучи продуктами биологически крайне активными, и маточное молочко, и трутневый гомогенат являются мощными БАДами со всеми вытекающими последствиями. Что мы наблюдаем у прилавка? Продавец рекламирует товар, расхваливая его существующие (и не существующие) достоинства. Послушать – ну, чисто панацея. И НИКТО, НИ РАЗУ не сказал о противопоказаниях, а тем более побочных эффектах. А противопоказания есть. И грозные. Являясь мощными биостимуляторами, эти препараты категорически противопоказаны для самолечения при фибромах (миомах) матки у женщин, при аденоме предстательной железы у мужчин, при некоторых заболеваниях щитовидной железы, при раковых заболеваниях. Это не значит, что в лечении таких болезней маточное молочко или трутневое «молочко» применять нельзя. Это значит, что подобное лечение может назначить ТОЛЬКО специалист, и ТОЛЬКО под непосредственным наблюдением. Следует уяснить, что, в отличие от прополиса, например, который убивает патологическую микрофлору и щадит необходимую организму, эти препараты стимулируют ВСЕ клетки организма, в том числе и опухолевые.

Единственным «успокаивающим» моментом является то, что, приобретая за большие деньги мёд с маточным молочком или мёд с трутневым гомогенатом, покупатель приобретает пустышку. Почему? – Попытаюсь объяснить, приведя цитату из своей же книги «Пчёлы и здоровье».

«Можно хранить маточное молочко в мёде (1:100 – 1:300). Этот способ достаточно удобен и широко распространён, поскольку возможно хранение в холодильнике относительно неограниченное время. Замечу, однако, что компоненты подобной смеси, имеющие исключительную биологическую активность, взаимно инактивируют свойства некоторых составных элементов друг друга. Готовить смесь лучше незадолго до употребления».

Относительно «неограниченное время» – термин условный и, применительно к маточному молочку, не превышающий 3-4 месяцев. С учётом некоторой инактивации, невозможности хранения в темноте при низкой температуре больших количеств, такой мёд на прилавке – пустышка, даже если маточное молочко было добавлено в мёд в необходимом количестве. А вот что касается этого количества…

Общепринятая концентрация – 1:100 (1 гр. маточного молочка на 100 гр. мёда. «Кубик» (ёмкость, используемая для транспортировки) мёда вмещает 30-33 кг. продукта. Будем считать, что 30. Значит необходимо 300 граммов маточного молочка. 200-300 мг в одном маточнике, 1000-1500 маточников. И это только на один «кубик», которых у продавцов больше. Возникает закономерный вопрос: а где у продавца та пасека, которая может дать такое количество маточников? Подобные пасеки существуют, но они и работают исключительно на получение маточного молочка. И имеют соответствующие разрешения, сертификаты и результаты лабораторных анализов. Спросите, ради интереса, подобные документы на ярмарке или рынке…

Трутневый гомогенат получить, разумеется, проще, но в отношении условий хранения отличий нет. Точнее есть, но в сторону ужесточения, поскольку большое количество гомогената в мёде предполагает хранение ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в условиях холодильника при температурах, близких к нулевой.

И короткая реплика по поводу 10-15 сортов мёда у одного продавца. Настоящий пчеловод, даже имеющий кочевую пасеку, не может продавать более 5-6 сортов мёда. Ну, просто физически не может… А выводов из этого два: либо одни и те же сорта продают под разными названиями, что является мошенничеством, либо за прилавком не пчеловод, а перекупщик, и место ему не на пчеловодной ярмарке, не на «Медовом пиру», а на городском рынке.

А теперь резюмируем всё сказанное выше.
На нашем рынке мёда и других продуктов пчеловодства постепенно, но неуклонно, взамен высококачественной продукции, появляются фальсификаты и суррогаты. Настоящим пчеловодам всё труднее конкурировать с подобной продукцией. Необходимость наведения элементарного порядка назрела, и не сегодня, а уже вчера. Для того, чтобы противостоять экспансии, во многих (но не во всех) случаях, не нужно издавать какие-то законы или нормативные акты: достаточно здравой логики, порядочности и желания.

Первоочередной мерой, безусловно, является просвещение потребителей мёдовой продукции. Только знание может уберечь покупателя от подделки. Что же касается других мер – оставляю вопрос открытым до следующей статьи. Имея собственную точку зрения, приглашаю, тем не менее, всех заинтересованных пчеловодов к обсуждению проблемы. Думайте, предлагайте, обсуждайте. Можете оставлять комментарии в блоге или в специально созданной теме форума.
Милости прошу.