О ПРОЕКТЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НА МЕД НАТУРАЛЬНЫЙ

Балашова Е.Ю.1, Фарамазян А.С.1, Русакова Т.М.2
1 ООО «Аналитический центр Апис», Московская область, Раменский р-н, п. Быково
2 ГНУ НИИ пчеловодства, 391110, г. Рыбное, ул. Почтовая, д. 22

За последние годы произошло много изменений в нормативной документации, регулирующей качество пищевой продукции, в том числе продукции пчеловодства и, в частности, меда. Остановимся на самых значимых для развития пчеловодства.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 изменены правила сертификации продукции. В соответствии с этим документом, мед натуральный включен в Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Это значит, что вместо сертификатов соответствия необходимо оформлять декларации о соответствии. Вслед за этим изменилась информация о соответствии, наносимая на этикетку продукта.
С вводом в действие обязательного декларирования принципиально изменено определение лица, ответственного за качество продукции. Ранее ответственность была возложена на все организации, которые участвовали в проверке качества меда: орган по сертификации, аккредитованную испытательную лабораторию, производителя продукции и заявителя. Сертификаты соответствия выдавали на партию меда или на серийный выпуск продукции (производство). Выявление некачественной продукции не приводило к отзыву сертификата соответствия. Теперь четко определено лицо, ответственное за качество выпускаемой продукции, – это производитель. Подписывая декларацию о соответствии, производитель принимает всю ответственность на себя. Для оформления декларации о соответствии для меда натурального необязательно проводить анализы в аккредитованной лаборатории. Достаточно в орган по сертификации представить документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
К таким документам относятся ветеринарное свидетельство на мед, поступающий на предприятие, санитарно-эпидемиологическое заключение на производство, выданное Роспотребнадзором. Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766 (с изменениями и дополнениями) в случае выявления федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) несоответствия продукции установленным требованиям изготовитель/продавец, принявший декларацию о соответствии, обязан в 3-дневный срок сообщить о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган. Орган по сертификации, на основании сообщения изготовителя/продавца, вносит в реестр запись о прекращении действия декларации о соответствии и информирует об этом территориальные управления федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции, по месту расположения изготовителя / продавца. Это – беспрецедентно строгая мера воздействия на недобросовестных производителей, но ее осуществление в реальности вызывает большие сомнения.

Одновременно с этим существенно возрастает роль удостоверений качества и безопасности продукции.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» обязывают производителя анализировать каждую партию выпущенной продукции в компетентных лабораториях по метрологически аттестованным методикам и результаты испытаний отражать в удостоверениях качества и безопасности. На деле только несколько крупных переработчиков меда пользуются услугами таких аналитических лабораторий.
Нужно положительно оценить инициативу Главного государственного санитарного врача РФ, который своим постановлением № 71 от 28.06.2010 г. утвердил дополнения и изменения № 18 к СанПиН 2.3.2.1078-01, в которых отменил контроль меда на содержание радионуклидов.

В связи с образованием Таможенного союза между Республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией были приняты новые документы: Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии таможенного союза № 299 (мед – глава 2 раздел 1 п. 5.6) и Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза № 317, глава 30. Эти документы устанавливают гигиенические и ветеринарные требования при перемещении продуктов пчеловодства по территории таможенного союза. Ветеринарные требования предписывают определять в продуктах пчеловодства остатки лекарственных препаратов. В натуральном меде не допускается присутствие хлорамфеникола, хлорфармазина, колхицина, дапсона, диметридазола, нитрофуранов, ронидазола. Разрешено присутствие кумафоса – не более 100 мкг/кг и амитраза – не более 200 мкг/кг. Одновременно с этим ограничением в документе присутствует фраза: «не допускается в меде и продуктах пчеловодства содержание остатков других лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел».
Следует отметить, что в установленном порядке не утверждены методы определения вышеперечисленных препаратов в продуктах пчеловодства. Требование «производитель должен указывать все пестициды, которые были использованы в ходе сбора меда и производства продуктов пчеловодства» кажется трудновыполнимым.

Правительство Российской Федерации 14 декабря 2009 года приняло Постановление №1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля». Согласно Постановлению Россельхознадзор следит за качеством меда, который поступает с пасек на перерабатывающие предприятия и непосредственно в розничную торговлю. Такая продукция должна сопровождаться ветеринарным сертификатом. После того как мед поступает на перерабатывающее предприятие, Роспотребнадзор контролирует его качество и безопасность при переработке, хранении, перевозке и реализации. Декларация о соответствии и удостоверение качества и безопасности являются необходимыми и достаточными документами, подтверждающими качество и безопасность меда, прошедшего промышленную переработку. Ветеринарное свидетельство не требуется.
Таким образом, давно назрела необходимость в пересмотре государственного стандарта на мед натуральный с целью гармонизации его с международными документами. В Евросоюзе, США, Канаде и других странах качество меда регламентируется Пищевым кодексом (Codex Alimentarius) [1] и Директивой Совета Европы 2001/110/ЕС [2].

Проект нового ГОСТ Р «Мед натуральный. Технические условия» существенно отличается от действующего в настоящее время ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный. Технические условия».
В области применения указано, что стандарт распространяется не только на мед, производимый в России, но и на мед, реализуемый на территории РФ. Это позволит устранить неравноправное положение российского меда по отношению к импортируемому, который по содержанию гидроксиметилфурфураля и срокам хранения имеет более либеральные нормативы.

Определение меда натурального максимально приближено к определению этого продукта в международных стандартах.

Дано новое определение сотовому меду и впервые – продукту «соты в меду».

Устранена двусмысленность в понимании термина «ботаническое происхождение». Термины «цветочный», «падевый» и «смешанный» определены как виды меда. Указано, что цветочный мед может быть монофлорным и полифлорным, а ботаническое происхождение цветочного монофлорного меда определяется по доминирующему медоносу.

Изменены требования к физико-химическим показателям меда:
Массовая доля воды – не более 20%.
Массовая доля редуцирующих сахаров – не менее 65%.
Массовая доля фруктозы и глюкозы суммарно:
• для цветочного меда – не менее 60%,
• для падевого и смешанного меда – не менее 45%.
Массовая доля сахарозы:
• для цветочного меда – не более 5%;
• для меда с белой акации – не более 10%;
• для падевого и смешанного меда – не более 15%.
Диастазное число – не менее 8 единиц Готе, для меда с белой акации – не менее 5 ед. Готе при условии содержания (ГМФ) не более 15 мг/кг меда.
Массовая доля гидроксиметилфурфураля (ГМФ) – не более 25мг/кг меда. Сделано важное предписание, что при положительной качественной реакции на ГМФ необходимо обязательно определять его количественно.
Массовая доля нерастворимых в воде примесей – не более 0,1%, для прессового меда – не более 0,5%.

Введен ряд справочных показателей, которые определяют при возникновении разногласий в оценке качества меда.
К ним относятся:
• свободная кислотность – не более 40,0 мэкв/кг;
• электропроводность;
• для всех видов меда, кроме падевого, каштанового, липового, верескового, эвкалиптового и смесей с ними – не более 0,8 мС/см;
• для падевого, каштанового и смесей с ними, кроме липового, верескового, эвкалиптового – не менее 0,8 мС/см;
• массовая доля пролина – не менее 180 мг/кг меда.

В проект введено положение о том, что мед натуральный не должен содержать вещества, не свойственные его природному составу.
При маркировке меда натурального вместе с наименованием продукта необходимо указывать вид меда, а ботаническое происхождение – по усмотрению изготовителя при наличии подтверждающих документов.
В проекте приведены допустимые отрицательные отклонения содержимого нетто от номинального количества при фасовке меда.
В разделе «Правила приемки» указано, что каждая партия меда должна сопровождаться удостоверением качества и безопасности, протоколом испытаний. Это даст возможность проверить, при необходимости, результаты анализов в лаборатории. Указаны все вновь принятые стандарты на методы испытаний.
Срок хранения герметично укупоренного фасованного меда предложено увеличить до 2 лет от даты упаковывания, а срок хранения меда в плотно укупоренной таре – до 1 года со дня проведения экспертизы.
В процессе работы над проектом стандарта учтены многочисленные полезные замечания и предложения, поступившие от специалистов, неравнодушных к судьбе отрасли.

Библиография
[1] Международный пищевой кодекс (Codex Alimentarius) Revised Codex Standard for Honey, CODEX STAN 12-1981, Rev.1 (1987), Rev.2 (2001).
[2] Директива Совета Европы 2001/110/ЕС от 20.12.2001 по меду (Council Directive 2001/110/EC 20.12.2001).