АДАПТОГЕН «АПИТОНУС» И ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Крылов В.Н.1, Калюжный Е.А.2
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2 Арзамасский государственный педагогической институт им. А.П. Гайдара

Исследования по проблеме адаптации организма детей и подростков к учебной нагрузке представляет не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость. Напряжение исходного вегетативного тонуса (ИВТ) у младших школьников обуславливает весь комплекс социально-биологической среды, в которой они находятся. Поэтому оправданно стремление педагогов, медработников, физиологов разумно управлять возможностями работоспособности учеников с помощью природных адаптогенов. В работе была изучена биологически активная пищевая добавка – смесь продуктов пчеловодства «АПИТОНУС» (2% смесь маточного молочка с медом).

В средней школе города Арзамаса группа (группа наблюдения) учащихся начального образования (n=76), с информированного согласия родителей, принимала «АПИТОНУС», 10 порций в дозировке – 0,2 грамма маточного молочка, законсервированного в 10 граммах меда, по схеме предложенной в аннотации. Пчелопродукт применяли два года подряд, трижды в учебном году. В сентябре – как помощь в адаптации к учебному процессу в начале учебного года; в середине учебного года (середина третьей четверти), в конце учебного года – в апреле, когда у детей накапливается утомление, и проявляются признаки весеннего авитаминоза. Контрольную группу, не принимавшую адаптоген, составили сверстники (n=51), обучающиеся в этом же учебном заведении по этим же педагогическим программам.

У всех учащихся в течение двух лет, в начале и в конце учебной четверти методом кардиоинтервалографии производили инструментальное исследование напряжения вегетативной нервной системы. Напряжение вычислялось программным методом по индексу Баевского или индексу напряжения (ИН). Дети, и принимавшие, и не принимавшие «АПИТОНУС», показали общую тенденцию к тонизации нервной системы или повышение симпатического тонуса от начала к концу четверти и от начала к концу учебного года. У группы наблюдения прослеживалось возбуждающее действие добавки. Общее среднее значение ИН контрольной группы (М±m=149,5±3,19), группы наблюдения (М±m=166,9±5,24), статистика показала устойчивую, значимую разницу сравниваемых групп (Ts =2,91; с/с= 2047 р< 0,004). Группа наблюдения показала более высокие цифры индекса напряжения по сравнению с контрольной группой на 35% в первом классе и на 20% во втором классе, соответственно первый и второй год приема адаптогена.

 

Таблица 1

Динамика Индекса Напряжения (ИН) учеников в группах, принимавших (+) и не принимавших (-) АПИТОНУС (M±m) 

Статистически значимые различия проявились в первом классе (р<0,05). Второклассники не продемонстрировали статистически значимой разницы, с сохранением тенденции большего индекса напряжения. Разница действия пчелопродукта «АПИТОНУС» по половому признаку статистически незначима (Табл. 1).

Анализируя исходный вегетативный тонус (ИВТ) по показателям двухлетней реляции, обнаружили тенденцию общей стабилизации динамики напряжения нервной системы, с переходом (ИВТ) из области границы нижних значений выраженного симпатического тонуса в сторону средних и минимальных значений умеренного симпатического тонуса, т.е. гармонизацию. Эйтония составила в первом классе 22,1%, во втором классе – 29,3%. На этом благоприятном фоне группы наблюдения и контроля не показали статистически значимой разницы (ИВТ), за исключением конца второй и начала третей четверти первого года обучения (р<0,05), что, по-видимому, объясняется утомлением детей к концу первого полугодия обучения, и, может быть, связано с естественными погодными и климатическими условиями и временем года, повышением простудной заболеваемости, и, в нашем случае, общей тенденцией повышения (ИВТ) до цифр выраженной симпатотонии (ВС). На втором году исследования тенденция разницы симпатизации переросла в закономерность только к концу учебного года, в начале четвертой четверти обнаружилась разница при (р<0,05) в сторону симпатизации в пользу группы наблюдения, а в конце четверти проявилась обратная разница при (р<0,01) в сторону эйтонии (Э) у группы, принимавшей «АПИТОНУС», а группа контроля впервые за все наблюдение превысила значения ИВТ над группой наблюдения.

Наряду с обнаруженными тенденциями между исследуемыми группами по признаку контроль-наблюдение, внутригрупповой анализ динамики ИН в течение двух лет между шестнадцатью осмотрами убедительно показал статистически значимую разницу, как в группе контроля (С/С=15/1398; F=3,20; р<0,0001), так и в группе эксперимента (С/С=15/591; F=2,42; р<0,0020). Исследование характера взаимосвязи между независимой переменной «АПИТОНУС» и дифференциальным показателем состояния исходного вегетативного тонуса (ИН) обнаружило статистически значимую корреляционную связь – r=0,064 при (k=1818; р<0,004); с показателем распределения вегетативного тонуса (ВT) также обнаружена связь на уровне границы значимости – r= 0,059. Из этого следует, что факторная зависимость вариации (ИВТ) тесно взаимосвязана с применением адаптогена; одновременно подтверждается действие тонизирующих свойств ингредиентов добавки.

Картина действия изучаемого нами пчелопродукта, продемонстрированная в ходе исследования, предполагает, что адаптоген «АПИТОНУС» оказывает стимулирующее, потенцирующее, возбуждающе действие на организм среднестатистического ребенка возраста 7-10 лет. При планировании применения пчелопродукта следует учитывать, что на детей второго года обучения он действует более мягко и планомерно снижает (ИН) в нашем случае на уровне тенденции.

«АПИТОНУС» показан младшим школьникам, как адаптоген, стимулятор, – в первую очередь ослабленным детям с крайними, нижними показателями эйтонии и всем детям-ваготоникам в начале учебного года, как помощник адаптации к новым условиям; в периоды, когда ребенок испытывает стартовую, интеллектуальную нагрузку – осенью; зимой во время снижения резистентности к простудным заболеваниям и эпидемий гриппа, попадающих на середину учебного года, и в третьей четверти – в конце весны, в связи с весенним авитаминозом, утомлением нервной системы ребенка в конце учебного года.